Тренируем память ребенка
05.04.2016, 17:04

Тренируем память ребенка

Детям нужно тренировать память. Иначе позже они будут плохо учиться, очень быстро уставать и страдать головными болями.

Многие родители жалуются, что их малыш с трудом запоминает стихи и песенки, ему трудно сосредоточиться на выполнении задания. Этой беде можно помочь! До 3 лет внимание и память носят непроизвольный характер. Это значит, что ребенок целиком и полностью находится во власти своих эмоций и чувств. Малыш запоминает то, что ярко и интересно. Он сосредоточен до тех пор, пока его интерес к окружающим предметам или игрушке не угаснет. Появится в поле зрения что-то другое — и тотчас же его внимание переключится на новый объект.

К 4-5 годам совершенствуется работа головного мозга, активно идет развитие всех психических процессов, малыш очень значительно продвигается в своем умственном развитии. Дети могут увлеченно заниматься каким-то делом уже в течение довольно длительного времени. К концу дошкольного возраста у ребятишек формируется произвольность памяти и внимания. Это происходит благодаря взрослым, которые с ними занимаются. Известно, что лучше всего тренировать какие-либо навыки у детей в игре, поскольку игра — это естественное состояние малыша, его основная деятельность.

Для маленьких

Пожалуй, излюбленная игра малышей в возрасте от года до полутора — прятки. Вариантов у нее множество. Она отлично развивает зрительное внимание и память, а также речь.

„Где зайчик?"
Возьмите две игрушки, например зайца и пирамидку. Рассмотрите их, а затем накройте платочками разного цвета. Спросите: „Где зайка спрятался?" Пусть малыш отыщет игрушку по вашей просьбе. В следующий раз накройте эту игрушку платочком другого цвета.

„Чудесный мешочек"
Рассмотрите с малышом две игрушки, желательно отличающиеся формой, размером и фактурой, например мячик и кубик. На глазах у него спрячьте их в мешочек. Спросите: „Где наши игрушки, куда они спрятались? Правильно, в мешочек. Давай их поищем". Попросите малыша опустить руку в мешочек и угадать, какую игрушку он нашел (на ощупь). Стимулируйте его ответ. Затем проверьте, правильно ли названа игрушка.

„Кто пропал?"
Разложите в ряд три игрушки (можно использовать картинки). Пусть малыш рассмотрит их и назовет, затем попросите его закрыть глазки, а сами спрячьте любую игрушку. Спросите: „Кто спрятался?" Усложните игру, увеличивая количество игрушек до пяти.

„Что изменилось?"
Предложите вашему крохе запомнить, какие предметы стоят на столе (желательно не более 3-4). Поменяйте их местами, добавьте или уберите что-то. Малыша попросите отвернуться. Спросите: „Что изменилось?" Обязательно похвалите ребенка за правильный ответ.

Для развития слухового внимания и памяти хорошо использовать такие игры.

„Что шумит?"
Попросите ребенка угадать, каким из разложенных предметов вы издаете звук, когда он закрывает глаза (постучите ложкой, пошуршите бумагой, подуйте в дудочку, погремите погремушкой).

„Что ты слышишь?"
Поют птички, едет машина, стучит молоток и т.д. Прислушивайтесь к различным звукам на улице, дома, в лесу, на берегу моря.

Для ребят постарше

Дети более старшего возраста с интересом выполняют задания, в которых нужно отыскать отличия между двумя картинками, найти недостающие детали в изображении, завершить неоконченный рисунок. Такие упражнения хорошо тренируют зрительное восприятие и концентрацию внимания.

„Что забыл художник?"
Нарисуйте машинку без колеса, часы без стрелки, дом без крыши и спросите малыша, чего не хватает на картинках.

„Путаница"
Изобразите несколько различных предметов, как бы накладывая один рисунок на другой. Пусть ребенок разгадает „путаницу".

Чтобы развивать умение переключать и распределять внимание, используйте такие упражнения.

„Отыщи фигуру"
Предложите ребенку табличку с любыми знаками — буквами, цифрами, геометрическими фигурами. Ему нужно просматривать ряды слева направо и зачеркивать нужный знак (например, букву „А"). Можно усложнить задание, попросив малыша вычеркивать, например, букву „А" вертикальной чертой и подчеркивать треугольник.

„Поймай слово"
Называйте различные слова: „стол", „кровать", „чашка", „книга", „собака", „лампа" и т.д. Договоритесь, что ребенок будет „ловить слово" (хлопать в ладоши), обозначающее животное. Можно усложнить это упражнение: на слова, обозначающие животных, нужно хлопнуть в ладоши, тогда как на слова, обозначающие растения, — вставать.

„Отыщи словечко"
Такое упражнение можно проводить с детьми, умеющими читать.
Напечатайте или напишите от руки в ряд буквы в случайном порядке, „спрятав" в них слово (трех-, четырех-, пятибуквенное). Попросите ребенка отыскать слово и подчеркнуть его. Придумывайте смешные слова — детям всегда это нравится.

„Точки"
Это упражнение тренирует объем внимания. Вам необходимо подготовить несколько карточек-образцов, представляющих собой квадратики с клеточками 4x4.В карточке №1 поставьте две точки в любых клетках квадрата, в карточке №2 — три точки, затем четыре, пять и т.д. (в зависимости от возраста и уровня развития ребенка). Малышу дайте точно такое же количество пустых карточек. Скажите: „Сейчас я покажу тебе квадрат, в котором нарисованы точки. Посмотри внимательно и попытайся расставить точки точно так же в своем квадрате". Показывайте карточку 1-2 секунды.

„Круги"
Дайте малышу бумагу, цветные карандаши и попросите его нарисовать десять кругов в ряд. Задания могут быть такими:
1. Закрась красным карандашом второй и седьмой круг, а синим — третий.
2. Заштрихуй восьмой круг, а под вторым нарисуй треугольник.
3. Если сейчас не суббота, под девятым нарисуй ромб.
4. Половину кругов заключи в квадрат, а десятый — в треугольник.

Хорошо ли он запоминает?

Память — это, прежде всего, способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Это основа способностей ребенка, залог его успешного обучения в школе. Часто у детей при поступлении в школу специалисты отмечают недостаточный уровень развития зрительной и слуховой памяти. Учителя и родители жалуются, что ребенок плохо усваивает учебный материал, не помнит, что задано на дом и что необходимо принести в класс на следующий день. Зато любимый мультик или рекламу он может пересказать в точности. Такая „рассеянность" объясняется тем, что не работает механизм произвольности в запоминании. А вот непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе, у ребенка действует прекрасно. Вот почему так важно не тренировать у детей механические способы запоминания. Не изнуряйте их зазубриванием текста (он, кстати, забудется спустя непродолжительное время), а вырабатывайте особые приемы, которые помогают лучше запомнить материал. Особую роль в обучении играет слуховая память, ведь до 70% информации мы получаем именно с помощью этого канала восприятия.

Тесты для проверки памяти перед школой.

„Запомни слова"
Прочитайте десять слов: „стол", „тетрадь", „конь", „яблоко", „брат", „утро", „лампа", „огонь", „часы", „земля". Попросите повторить их в том порядке, в каком запомнились. Хороший результат для 6-7-летних детей — 5-6 слов.

„Картинки"
Это упражнение тренирует зрительную память. Разложите 10 картинок, попросите ребенка в течение 5 секунд их запомнить. Переверните их изображением вниз, пусть малыш называет их как запомнил, переворачивая и проверяя себя.

„Запомни рисунки"
Покажите рисунок с изображением любых девяти фигур. Попросите малыша запомнить их за 30 секунд. Затем предъявите другой рисунок, на котором есть девять изображений из первого и еще шесть других. Задача — отыскать и показать все фигуры из первого рисунка. Успешным результатом считаются 6-8 верно найденных изображений.

Играем в слова и ассоциации, а не заучиваем!

Сейчас психологи уверены, что механическими тренировками — заучиванием большого числа стихов и текстов память улучшить невозможно. Необходимо развивать мышление ребенка и его способности, используя различные специальные приемы запоминания. Это:

  • проговаривание вслух (называние того, что ребенок видит и слышит);
  • подключение различных ассоциаций, воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом;
  •  группировка слов и образов, которые надо запомнить по какому-то одному признаку;
  • подключение зрительных ассоциаций значительно улучшает память.

Используйте и такой прием: для запоминания слов и фраз делайте себе маленькие схематические рисунки, глядя на которые потом легко можно будет вспомнить эти слова. Проводите занятия в игровой форме и всегда с положительным эмоциональным настроем. Хвалите малыша. Не перегружайте его трудными заданиями, пусть ребенок сам ощущает свои достижения и всегда радуется им вместе с вами

Категория: Советы логопеда | Добавил: RAISA | Теги: Развитие памяти, развивающие игры
Просмотров: 1010 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0